ЗИМНИЕ ШКОЛЫ ПО ХИМИИ ТВЕРДОГО ТЕЛА - ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

    Научно-технический прогресс человечества базируется на расширенном использовании природных и искусственно получаемых материалов широчайшей номенклатуры. Без них не было бы космической и авиационной техники, ядерной энергетики, современных ЭВМ, средств коммуникации, приборов медицинской диагностики и множества иных, ставших совсем привычными, высоких технологий, бытовых устройств и приспособлений.
    Рождение потребностей с неизбежностью приводит к рождению научного базиса. Им стала наука «химия твердого тела» (ХТТ) – термин введен российским химиком Ф.М. Флавицким еще в 1902 г! Много позднее (после 2-й Мировой войны) на Западе был введен термин «materials science» – наука о материалах, базирующаяся на химических принципах. Современное понимание сущности ХТТ раскрыто академиком И.В. Тананаевым через понятие «материал»: «Материал – это вещество, обладающее свойствами, которые предопределяют то или иное его практическое применение». Или: «Материал – это химический индивид или их совокупность, находящихся в состоянии, которое характеризуется комплексом необходимых для практики свойств». Следовательно, ХТТ занимается не только изучением условий и механизмов  процессов получения химических индивидов или их композитов, но и тонкостями формирования макро- и микроструктуры конечного продукта (материала), обладающего совокупностью целевых свойств. Все это делает ХТТ комплексной пограничной наукой, использующей совокупность экспериментальных методик, в том числе и физических, современную методологию квантово-химического и термодинамического компьютерного моделирования, и вырабатывающей рекомендации для практики. Zhukovski V M
    Целенаправленные исследования в области ХТТ оксидных материалов были развернуты в 70-е гг. Жуковским Владимиром Михайловичем и его последователями на химическом факультете УрГУ при активном участии студентов. Опора на молодежь  – старая добрая университетская традиция. Она реализуется через научные общества и массовые школы, проводящие занятия, чаще всего, в зимние каникулы. Проведение школ, несмотря на тяготы их организаторов, оборачивается колоссальными достоинствами:
•    для подготовки полноценных ученых и специалистов, гармонично развитых людей, влюбленных в свою науку, мало одних только аудиторных занятий, лабораторных практикумов и семинаров – важнейшую роль играет живое общение в неформальной обстановке с ведущими специалистами других факультетов в том числе и гуманитарного профиля, академических институтов, вузов;
•    на школе студенты сочетают получение уникальной научной информации, навыков научных дискуссий со спортивными занятиями и культурным отдыхом;
•    неформальное общение умудренных опытом профессоров и юных студентов друг с другом сближает поколения, облегчает реализацию обоюдной процедуры «…выбери меня …»;
•    на школе происходят встречи с молодыми коллегами, занимающимися проблемами современного материаловедения в иных научных центрах.
     1985 1Зарождение Зимних школ по ХТТ приурочено к 1983 г, когда инициативная группа химиков ознакомилась с опытом Зимней Школы астрономов. Официально первая зимняя школа по химии твердого тела состоялась в 1984 г на турбазе «Хрустальная» (25 участников). Именно там были заложены основные традиции проведения школ – сочетание учебы и отдыха, лекций и катания с гор, бега на лыжах. Тогда же родилась и эмблема Школы (автор – Певзнер М.Е.) и первый гимн, посвященный турбазе «Хрустальная».
   1985 2Росло число 1985 3участников, расширялась география заинтересованных Вузов и НИИ. К работе школы активно привлекались ведущие ученые высших учебных заведений и академических институтов Урала, Сибири и Центральных регионов России. Вторая школа, как и первая, также прошла на турбазе «Хрустальная» в 1985 г. В ней участвовало 36 человек, в том числе 20 студентов 3-5 курсов химического факультета. Было заслушано 8 лекций  ведущих ученых, в том числе гостей из ИОФ АН СССР и МИРЕА и 4 студенческих доклада. Продолжением хороших традиций Школы становилось проведение спортивных соревнований – спортивное ориентирование, комбинированная эстафета в бассейне и культурная программа, на тот момент это была викторина «Что, где, когда». 1985 4
    Третья Зимняя школа впервые проводилась совместно с Институтом химии УНЦ АН СССР на базе отдыха «Академическая». В ней уже участвовало уже 70 человек, из них – 40 от университета, в том числе 20 студентов. В научной программе было заслушано 15 лекций ведущих ученых из различных вузов и академических институтов страны. В 1987 г. Школа по ХТТ впервые проводилась как Уральская Региональная с участием институтов УрО РАН, а  число участников выросло до 85 человек. В научной программе было заслушано 13 лекций ведущих ученых и рассмотрены стендовые доклады молодых участников школы. По материалам докладов оформлен депонированный сборник «Явления переноса в твердых телах».

1987 11987 21987 3
    Тяжелые экономические условия 90-е гг. на время прервали проведение школ. Но прогрессивные идеи не забываются, и пробивают себе дорогу, невзирая на трудности. В феврале 1997 г, после изучения документов Зимних Школ 1983 - 1989 гг. и оценки финансовых возможностей, предоставляемых Президентской Программой «Интеграция», на химическом факультете было принято решение «…возобновить проведение Зимних Школ по ХТТ совместно с институтами УрО РАН». Возрождение изо льда и снега произошло 4-7 февраля 1998 на турбазе «Академическая» около деревни Кунгурка с участием студентов, сотрудников, аспирантов, преподавателей УрГУ, ведущих и молодых ученых институтов ИХТТ, ИВТЭХ, ИФМ УрО РАН в рамках интеграции  системы науки и образования РАН и Минвуза РФ.

1998 11998 31998 4  1998 2  

Фактически это была седьмая школа от начала ее существования (далее там были проведены еще четыре школы). В научной программе Зимних Школ традиционно обсуждаются проблемы дефектного состояния твердых тел, явления упорядочения дефектов и кластерообразования, взаимосвязи между структурой твердого тела, поведением дефектов и физическими свойствами материалов. Рассматриваются особенности кристаллохимии, фазовых равновесий, кинетики и механизмов синтеза новых классов оксидных материалов, находящих применение в различных областях современной техники, возможности новых экспериментальных методов прямого изучения тонких эффектов в твердом теле и методов компьютерного моделирования, вопросы о роли и месте науки, и в частности химии, в решении глобальных проблем экологии. Предметом обсуждения были также современные способы  получения, свойств, анализа и применения функциональных материалов; технологии получения наноматериалов, изучение металлокарбоэдренов и родственных металл-углеродных наночастиц;  спектроскопические методы исследования и контроля материалов и изделий из них; процессов фазообразования при химических превращениях твердых веществ методами синхротронного излучения; интеркалатные соединения на основе дихалькогенидов титана; методы электродной импеданс-спектроскопии; материалы для постоянных магнитов; нестехиометрия сложных оксидов; новые высокотемпературные сверхпроводники на основе борида магния; квазикристаллы; нелинейная динамика открытых систем; топливные элементы; стресс-коррозия металлов в полевых условиях и многое другое.
     Регулярно проводится молодежная научная секция, где 10-минутные доклады представляют аспиранты и магистранты Уральского университета, аспиранты и молодые ученые УрО РАН.
Результатом проведения школ является несомненное повышение общего тонуса студенческой и научной молодежи, возможностей эффективного вовлечения академических ученых в учебный процесс, укрепление неформальных контактов.
Однако не следует думать, что все сводится только к лекциям с утра и до утра. Функцию упорядочения, разрядки, воспитания и отдыха на Школах выполняют культурная и спортивная программы:
•    взаимные представления и соревнования команд (студенты, академия, преподаватели);
•    музыкальные лекции и конкурсы, КВН;
•    спортивные соревнования (футбол, волейбол, плавание, лыжи);
•    встречи с выпускниками и вечера воспоминаний – рассказы о восхождениях, туристских походах, пробегах, экстремальных ситуациях;
•    и, конечно, …. коллективное пение и танцы!
     С 2004 г. школы проводятся на территории ФОК «Гагаринский» около г. Первоуральска. В разные годы гостями школы были представители из Московского, Санкт-Петербургского, Омского, Южно-Уральского, Пермского и других университетов России, Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, СО РАН, Федерального Ядерного Центра (Саров), Бурятского НЦ СО РАН и других организаций. Число участников школы обычно составляет не менее 90 человек. На школах многократно выступали директора академических институтов РАН, члены корреспонденты и академики РАН, десятки других ведущих специалистов. Программы Школ постоянно использовали и используют опыт преподавания химии твердого тела на химических факультетах других университетов России (МГУ, С-ПбГУ, НГУ), с кафедрами которых, химики Уральского университета поддерживают многолетнюю тесную творческую связь, а также опыт университетов США, Англии, Италии, Норвегии, Дании, Чехии, Японии и Германии. Например, XXI Зимняя Школа по химии 2012 года проводилась параллельно с Всероссийской конференцией «Химия твердого тела и функциональные материалы», организованной Институтом химии твердого тела УрО РАН. Это позволило пригласить для чтения лекций на Школе ведущих отечественных ученых, докторов наук, членов-корреспондентов Российской академии наук, представителей Уральского и Сибирского отделений РАН, корпорации «Росатом», Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного технологического института.
       Исключительно интересны и разнообразны лекции по спортивной и культурно-просветительной тематике (приведем примеры разных лет):
◄профессор Г.К. Моисеев  (лыжник и марафонец) –  «Все о лыжах. Стратегия победы» и «Сверх марафонский пробег «Свердловск – Брест»;
◄к.х.н. А.О. Крылов - «В горах Кавказа, Тянь-Шаня, Памира и Гималаев»;
◄к.х.н., майор МЧС и экстремал Г.Б. Пахомов – «Экстремальные ситуации. Школа выживания», «Через Германию на роликовых коньках», «Экспедиция “Сотый меридиан”  (13000 км!)», «Горящая Россия или не прирученный огонь»; ""Спастись нельзя, погибнуть?" или "Спастись, нельзя погибнуть!"???
◄ к.ф.н. Гудов В.А. «Феномен массовой литературы», «Нужен ли курс литературы студенту-химику?», «Киберпанк: образы будущего»
◄ к.ф.н. Подчиненов А.В. «Художественный мир Ф.М. Достоевского»,
◄ д.ф.н. Кропотов С.Л., декан факультета искусствоведения и культурологии Уральского государственного университета - «Символическое измерение современного капитализма: новые медиа- и виртуальные филиалы Русского Музея»
и многие другие.
     За прошедшие годы у Школ сложились свои музыкальные и развлекательные традиции. Начиная с 1998 года и прекрасной лекции, прочитанной доцентом В.А. Черепановым об истории развития американского джаза, ежегодно им и затем его последователями (например, М. Ананьевым – блестящим музыкантом и пропагандистом музыкальной классики) проводятся музыкальные вечера. Каждая новая Школа невозможна без КВНа и его постоянного ведущего и организатора Подкорытова А.Л. Как известно, побеждают хорошо подготовленные экспромты. К каждому КВН готовятся песни, стихи и этюды. Нешуточные артистические способности проявляют студенты и, конечно, преподаватели. Ежегодные спортивные состязания в зале и на морозе – наша маленькая Олимпиада – тоже уже многолетняя традиция.
     Подробная информация о проведении Зимних школ, фотогалерея разных лет представлены на странице Зимней школы сайта Института естественных наук УрФУ по адресу http://ins.urfu.ru/index.php/ru/conf/zimnyaya-shkola-po-khimii-tverdogo-tela, статьях в журнале «Наука. Общество. Человек. Вестник Уральского отделения РАН». 2006, №2(16), с.67-71», и газете «Уральский университет» за прошедшие годы (февральский - мартовский номера).