Цели и направления образовательной миссии института определены Концепцией развития естественнонаучного образования УрФУ. В рамках данной концепции под образованием в области естественных наук понимается развитие у студента системы знаний, связанных с изучением природы во всех ее проявлениях, и формирование естественнонаучной картины мира. Такое образование базируется на результатах наблюдений и экспериментальных исследований и их интерпретации с использованием современного математического аппарата.

Образование в области естественных наук неразрывно с инженерным образованием, являясь его фундаментом. Ключевые отличия между ними состоят в том, что технические науки характеризуют закономерности технического мира и оцениваются не только на истинность, но и на эффективность, решение конкретных задач.

Образование в области естественных наук тесно связано и с гуманитарным образованием, базируясь на философском осмыслении мироздания и являясь в то же время основой научной картины мира.

Университетское образование в области физики, химии и биологии и смежных прикладных наук на Урале ведет историю с 1920 года. В разные периоды развития страны оно было направлено на обеспечение народнохозяйственного комплекса страны специалистами, готовыми к выполнению нестандартных задач, возникающих при создании и освоении новой техники и технологий.

Ключевые достижения УрФУ демонстрируются тем, что:

− среди выпускников естественнонаучных специальностей и направлений академики РАН, национальных академий, руководители крупных промышленных предприятий, генеральные конструкторы, руководители инновационных бизнес-структур;

− студенты проходят обучение в рамках крупных направлений и научных школ в области химии твердого тела, физико-химической механики гетерогенных и многофазных сред, современных методов функционализации гетероциклов, физики конденсированного состояния, физики магнитных материалов, теоретической физики, звездной астрономии, биологии и популяционной и эволюционной экологии, теплофизике и газокинетике, физико-химии полимеров;

− Уральский федеральный университет является одним из лидеров среди вузов России по подготовке бакалавров, магистров, аспирантов по широкому спектру наук о природе и смежных прикладных направлений.

 

Стратегические вызовы и проблемы

Стратегия развития естественнонаучного образования должна отвечать глобальным вызовам:

− обусловленность экономического и социального развития развитием инноваций;

− нарастание глобальных проблем, связанных с недостатком необходимых для человечества энергетических и других ресурсов, ухудшением состояния окружающей среды;

− возрастающие требования к обеспечению безопасности жизнедеятельности как на глобальном уровне, так и уровне страны и макрорегиона;

− усиление конкуренции на международных рынках образования, исследований и инноваций.

Последние десятилетия демонстрируют целый ряд проблем, сдерживающих возможности адекватного ответа этим вызовам:

− система школьного образования России крайне неоднородна, выпускники школ, поступившие в вуз с близкими баллами ЕГЭ, имеют различный уровень знаний и мотивации к обучению;

− переход на уровневую систему обучения в инженерных направлениях создал серьезные риски утраты традиций и системности подготовки; требуют совершенствования образовательные программы в области естественных наук для студентов инженерных, гуманитарных и экономических направлений подготовки для формирования у выпускников современных представлений о научной картине мира;

− материально-техническая база образования в области естественных наук во многом устарела и не обеспечивает привлекательности на образовательном поле;

− для получения эффективной обратной связи с рынком труда требуется новый подход к отношениям с работодателями, в частности – наукоемкими промышленными предприятиями, средним наукоемким бизнесом, институтами РАН;

− недостаточна академическая мобильность как студентов, так и преподавателей;

− общественная значимость труда преподавателей недооценена, потеряна его привлекательность среди наиболее активных и подготовленных выпускников.

Анализ подходов ведущих университетов мира к развитию образования в области естественных наук показывает, что приоритетами являются генерация новых знаний, транснациональность и использование наднациональных ресурсов, преодоление барьеров в мобильности ученых и обмене информацией, развитие исследований для создания инноваций в ключевых зарождающихся технологиях на основе междисплинарности.

Провозглашенная Программой развития стратегическая цель создания университета - формирование в Уральском федеральном округе научно-образовательного и инновационного центра, ядром которого станет университет. Это обеспечит лидерство университета в области естественных, гуманитарных и технических наук, его вхождение в число ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров.

Естественные науки выделены в числе приоритетных направлений научно-образовательной и инновационной деятельности университета и Уральский федеральный университет должен обеспечить лидирующий мировой уровень подготовки высококвалифицированных кадров в области естественных наук и близких наукоемких прикладных направлений, обеспечивающих конкурентоспособность Российских предприятий и организаций на глобальных рынках на период до 2025 года и развитие новых направлений подготовки в области естественных наук, отсутствующих в регионе, в частности – в области фундаментальных наук о Земле.

 

Цель и задачи развития естественнонаучного образования в УрФУ

Цель

Подготовка специалистов в области естественных наук и смежных наукоемких направлений, обеспечивающих конкурентоспособность российских учреждений науки и образования, предприятий и организаций на глобальных рынках.

Задачи

1. Подготовка нового поколения кадров высшей квалификации, отвечающих потребностям социально-экономического развития страны;

2. Интеграция образовательного процесса и научных исследований, обеспечивающая конкурентоспособность выпускников на глобальных рынках занятости в области естественных наук и смежных прикладных направлений;

3. Интернационализация образовательного и научного процессов;

4. Развитие связей с производством и подготовка специалистов в области естественных наук и смежных прикладных направлений для наукоемких предприятий региона;

5. Привлечение талантливой молодежи, становление сообщества преподавателей, студентов, выпускников.

 

Мероприятия по реализации поставленных задач

1. Подготовка нового поколения кадров высшей квалификации, отвечающих потребностям социально-экономического развития страны:

− развитие магистратуры как основы подготовки высококвалифицированных кадров, создание в тесном взаимодействии с экспертным сообществом собственных, отвечающих потребностям региона и России, образовательных стандартов и современных программ магистратуры и бакалавриата;

− аккредитация направлений подготовки в области естественных наук и смежных прикладных направлений профессиональным сообществом страны и мира;

− сохранение системности и традиций университетского образования через обеспечение единых подходов к фундаментальному образованию на инженерных и гуманитарных направлениях подготовки (создание унифицированных образовательных траекторий для укрупненных групп направлений подготовки);

− расширение сферы использования в учебном процессе современных образовательных технологий, развитие системы электронных образовательных ресурсов, тестовых и обучающих программ, учебных видеофильмов;

− обеспечение соответствия материальной базы учебного процесса и научных исследований современным требованиям.

 

2. Интеграция образовательного процесса и научных исследований, обеспечивающая конкурентоспособность выпускников на глобальных рынках занятости в области естественных наук и смежных прикладных направлений:

− развитие в УрФУ системы междисциплинарных научных исследований, направленных на формирование среды для развития инновационных процессов, создание творческих коллективов преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов из разных институтов для решения актуальных научных и прикладных задач;

− развитие системы научно-исследовательской работы студентов как основы для выявления талантливой молодежи и ранней мотивации к научным исследованиям и работе в вузе; развитие креативности и критического мышления через участие студентов и аспирантов в российских и международных научных конкурсах и олимпиадах;

− поддержка и развитие системы эффективного сотрудничества с наукоемкими промышленными предприятиями, организациями среднего наукоемкого бизнеса, институтами РАН;

− обеспечение и поддержание высокого уровня научной квалификации профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников.

 

3. Интернационализация образовательного и научного процессов:

− расширение участия в международных научно-образовательных сетях;

− анализ потребности международного рынка образования в программах по естественным наукам и создание образовательных программ на иностранных языках, развитие практики обучения бакалавров, магистров и аспирантов из других государств;

− аккредитация образовательных программ магистратуры на международном уровне;

− развитие практики стажировок студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников в ведущих зарубежных образовательных центрах. Развитие системы языковой подготовки для обеспечения академической мобильности.

 

4. Развитие связей с производством и подготовка специалистов в области естественных наук и смежных прикладных направлений для наукоемких предприятий региона:

− привлечение ведущих ученых и специалистов-практиков к обучению студентов, в том числе в форме учебных, производственных, научно-исследовательских практик, руководства выпускными квалификационными работами;

− создание ориентированной на работодателей информационной базы о студентах, выпускниках, преподавателях и научных сотрудниках;

− развитие экспертных ресурсов в области естественных наук и смежных прикладных направлений подготовки;

− участие в реализации программ дополнительного профессионального образования, в частности, путем формирования образовательных блоков, связанных с фундаментальными основами современных технологий.

5. Привлечение талантливой молодежи, становление сообщества преподавателей, студентов, выпускников:

− обеспечение и поддержание привлекательного имиджа и престижности естественнонаучного образования;формирование системы привлечения и удержания талантливой молодежи; развитие взаимоотношений со средствами массовой информации;

− повышение уровня удовлетворенности процессами преподавания и обучения, поддержание положительного творческого и эмоционального климата; консолидация направлений естественнонаучной подготовки и формирование единой научно-образовательной среды;

− поддержка и развитие системы научных семинаров, в том числе – с удаленным доступом, выездных школ, студенческих и молодежных научных конференций по актуальным проблемам естественных наук и прикладных исследований;

− формирование современной системы довузовской подготовки; создание системы публичных лекций преподавателей и научных сотрудников, конкурсов научно-практических работ школьников и экскурсий для расширения влияния университета на школы региона; использование для этих целей информационных и образовательных ресурсов университета.

 

Ориентиры развития естественнонаучного образования в УрФУ

Развитие естественнонаучного образования в УрФУ должно обеспечить формирование высокопрофессиональной творчески мотивированной, социально привлекательной учебно-научной среды для обеспечения и развития ранней профессиональной ориентации, системной подготовки фундаментально образованных, творчески мыслящих, мобильных кадров, необходимых для обеспечения инновационного развития Урала и России.

Отличительными особенностями естественнонаучного образования в УрФУ будут:

– генерация новых знаний по прорывным междисциплинарным направлениям;

– транснациональность образования и научных исследований, использование наднациональных ресурсов;

– мобильность преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов;

– развитие исследований для создания инноваций в ключевых зарождающихся технологиях на основе междисплинарности.

В процессе реализации концепции будут сформированы основы устойчивого развития естественнонаучного образования, включая:

– преемственность поколений через формирование студенческого коллектива из числа заинтересованных и талантливых выпускников школ;

– современный уровень подготовки через квалификацию вовлеченных в учебный процесс преподавателей и научных сотрудников, современную учебно-методическую и экспериментальную исследовательскую базу, органичную связь обучения с научными исследованиями;

– конкурентное качество подготовки через мотивацию студентов к обучению на основе интернационализации образования, глубокой интеграции научных исследований и учебного процесса, заинтересованности в выпускниках со стороны высших учебных заведений, наукоемких промышленных предприятий, организаций среднего наукоемкого бизнеса, институтов РАН;

– выход в мировое пространство образования в области естественных наук через постоянный анализ, оценку и использование лучших мировых практик в области естественнонаучного образования, формируемых вузами из числа ТОП-100 мировых рейтингов, а также ведущих классических (МГУ им.М.В.Ломоносова, СПбГУ)   и технических (МВТУ им. Баумана, СПбГПУ, МФТИ) университетов России.