Расписание пар

Пара Время
1 9.00–10.35
2  10.50–12.25
3  13.10–14.45
4  15.00–16.35
5  16.50–18.20
6  18.30–20.00

Департамент «Биологический факультет» ведёт подготовку биологов и экологов по трем уровням: бакалавриат, магистратура и аспирантура. К образовательному процессу привлечены квалифицированные преподаватели, а также ведущие учёные Института экологии растений и животных и Института иммунологии и физиологии Российской Академии наук. Студенты получают базовое классическое университетское образование в области биологии и экологии.

Каждый учебный цикл имеет обязательную базовую часть и профильную вариативную. Профильная вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых модулей, позволяет студенту получить углублённые знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре. Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Практики и выполнение научно-исследовательской квалификационной работы» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика).

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).

 

1. Области профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Биология»:
• исследование живой природы и ее закономерностей;
• использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях;
• охрана природы.

2. Сферы профессиональной деятельности выпускника-биолога:
• научно-исследовательские;
• научно-производственные;
• проектные организации;
• органы охраны природы и управления природопользованием;
• образовательные учреждения.

3. Объекты профессиональной деятельности выпускника-биолога:
• биологические системы различных уровней организации;
• процессы их жизнедеятельности и эволюции;
• биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов.

4. В соответствии с проифлем обучения выпускник-биолог готовится к видам профессиональной деятельности:
• научно-исследовательской;
• научно-производственной проектной;
• организационно-управленческой;

5. Бакалавр-биолог решает следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность: научно-исследовательская деятельность в составе группы; подготовка объектов и освоение методов исследования; участие в проведении лабораторных и полевых биологических исследований по заданной методике; выбор технических средств и методов работы, работа на экспериментальных установках, подготовка оборудования; анализ получаемой полевой и лабораторной биологической информации с использованием современной вычислительной техники; составление рефератов и библиографических списков по заданной теме; участие в разработке новых методических подходов; участие в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций, патентов, организации конференций;
научно-производственная и проектная деятельность: участие в контроле процессов биологического производства; получение биологического материала для лабораторных исследований; участие в проведении биомониторинга и оценке состояния природной среды, планировании и проведении мероприятий по охране природы; участие в проведении полевых биологических исследований; обработка и анализ полученных данных с помощью современных информационных технологий; участие в подготовке и оформлении научно-технических проектов, отчетов и патентов;
организационно-управленческая деятельность: участие в планировании и проведении мероприятий по охране природы, оценке и восстановлению биоресурсов, управлению и оптимизации природопользованием; участие в организации полевых и лабораторных работ, семинаров, конференций; участие в составлении сметной и отчетной документации; обеспечение техники безопасности;

6. Общекультурные компетенции выпускника-биолога:
• следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;
• уважает историческое наследие и культурные традиции своей страны, понимает пути ее развития, соблюдает ее правовые нормы и конституцию и интересы ее безопасности;
• приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии;
• выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
• использует нормативные правовые документы в своей деятельности;
• использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
• использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук;
• проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях;
• понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения;
• критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности;
• демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения;
• демонстрирует способность к коммуникации и навыки делового общения на иностранных(ом) языках;
• использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов интернет, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
• способен использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
проявляет творческие качества;
• правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении; заботится о качестве выполняемой работы;
• понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
• умеет работать самостоятельно и в команде;
• владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

7. Профессиональные компетенции выпускника-биолога:
• демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы;
• использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;
• демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции;
• применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем; демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности;
• применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;
• демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике;
• понимает роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении;
• имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции;
• имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов;
• использует методы получения и работы с эмбриональными объектами;
• демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы;
• демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности; демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования;
• знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий;
• оперирует правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдает нормы авторского права;
• умеет вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии;
• в научно-исследовательской деятельности: способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ; применяет на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок; понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований;
• в научно-производственной и проектной деятельности: применяет на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии; пользуется современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрирует знание принципов составления научно-технических проектов и отчетов; пользуется нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ;
• в организационно-управленческой деятельности: понимает и применяет на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов;

8. Основная образовательная программа бакалавриата по направлению «Биология» предусматривает следующие учебные циклы:
• гуманитарный, социальный и экономический циклы;
• математический и естественнонаучный цикл;
• профессиональный цикл;
• физическая культура;
• учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
• итоговая государственная аттестация.

 

1. Области профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Экология и природопользование»:
• проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, обучающие, экспертные отделы, департаменты, бюро, центры, фирмы, компании, институты, занимающиеся охраной окружающей среды;
• федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием (Министерство природных ресурсов Российской Федерации, другие природоохранные ведомства и учреждения);
• учреждения Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных им федеральных служб и агентств;
• Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по туризму, Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
• органы власти и управления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
• академические и ведомственные научно-исследовательские организации;
• природоохранные подразделения производственных предприятий и организаций;
• средства массовой информации;
• общественные организации и фонды;
• представительства зарубежных фирм.

2. Объекты профессиональной деятельности бакалавра-эколога:
• природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а также государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности;
• образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.

3. Бакалавр-эколог готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
• научно-исследовательская;
• проектно-производственная;
• контрольно-ревизионная;
• административная.

4. Бакалавр-эколог подготовлен к участию в работе в полевых экологических экспедициях, в научных экологических лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных экологических работ, а также к решению следующих профессиональных задач:
в научно-исследовательской деятельности: участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, в академических учреждениях и вузах под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников, в том числе: ведение лабораторных исследований; осуществление сбора и первичной обработки материала, участие в полевых натурных исследованиях;
в проектно-производственной деятельности: сбор и обработка первичной документации для оценки воздействий на окружающую среду, участие в проектировании типовых мероприятий по охране природы; проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня; разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды;
в контрольно-ревизионной деятельности: подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа; участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите;
в административной деятельности: участие в работе административных органов управления; обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности.

5. Общекультурные компетенции выпускника-эколога:
• владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
• понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
• использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;
• обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям;
• иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы интернета, владеть ГИС-технологиями;
• уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
• обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений;
• обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности;
• быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации;
• обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам;
• обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации;
• иметь базовые представления об основах правоведения;
• иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре;
• понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
• владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

6. Компетенции выпускника-эколога:
общенаучные
• обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию;
• обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании;
• владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб;
• иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации;
• иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования;
общепрофессиональные:
• иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;
• знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении;
• знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды;
• быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;
• знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска;
• обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности;
компетенции в области «Экология»:
• знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов;
• владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга;
• владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;
компетенции в области «Природопользование»:
• знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии;
• владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования;
• владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;
компетенции в области «Геоэкология»:
• знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы;
• владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы;
• знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований;
• владеть методами общего и геоэкологического картографирования;
• владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике.

7. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов:
• гуманитарный социальный и экономический циклы;
• естественнонаучный цикл;
• профессиональный цикл;
• физическая культура;
• учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
• итоговая государственная аттестация.